^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Ладушки

Упражнения на развитие речевого дыхания

Доказано, что речевое дыхание является неотъемлемой частью развития речи детей, так как работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Так, например, учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела  вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение  малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Дети делают слабый вдох и выдох, неэкономно и неравномерно распределяют воздух, выдох у них толчкообразный. Поэтому регулярные дыхательные упражнения  направленные на умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом нужно ежедневно включать в распорядок дня малыша.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи

Тренировка речевого дыхания можно осуществить в двух направлениях:

  • Используя специальные игровые упражнения, вырабатывается свободный, плавный, удлиненный выдох; путем подражания речи взрослого воспитывается умение правильно, рационально использовать его.
  • Для полноценного речевого дыхания  необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем  тренировки речевого и голосового аппаратов (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающимися  с соответствующими движениями.
  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

В первом направлении можно использовать специальные упражнения: «Задуй упрямую свечу» - Ф-Ф-Ф; «Шину прокололи» - Ш-Ш-Ш; «Трубач», «Жук» - Ж-Ж-Ж.

Во втором направлении ребенок тренирует речевой и голосовой аппараты, сочетая его соответствующими движениями. Можно выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения.

Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы малыш не поднимал плечи, не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания ведет за собой  резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания.

Упражнения включаются в распорядок дня как бы невзначай. Очень хорошо заниматься дыхательными упражнениями на свежем воздухе с соответствующими пособиями (ветреными вертушками, одуванчиками).

Упражнения для развития дыхания

Как выполнять упражнения

Футбол

Цель: Учить детей управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий направленный выдох

Скатать ватный шарик и поставить

два кубика в качестве ворот. Ребенок должен,

дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница
Цель: Добиваться  умения произвести длительный, целенаправленный выдох

Ребенок дует на лопасти

игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад

Цель: Добиваться  умения делать короткий, направленный выдох.

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки).

Объяснить ребенку, что такое снегопад и

предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Листопад

Цель: Развивать целенаправленное длительное дыхание
Вырезать из цветной бумаги различные осенние

листья и объяснить ребенку, что такое листопад.

Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы

они полетели. Попутно можно рассказать, какие

листочки с какого дерева упали.

Бабочка

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, развитие мышц губ.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их

на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так,

чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок

сделал длительный плавный выдох).

Кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик,

плавающий в воде

Одуванчик

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик

(следите за правильностью выдоха).

Шторм в стакане

Цель: снятие чрезмерного тонуса с языка, развитие плавного выдоха
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан

с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались,

а губы были неподвижными).

Мыльные пузыри

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Пускаем  мыльные пузыри с малышом.

Воспитатели Сохина И.И.

Девяшина А.С

Copyright © 2016. Детский сад № 203 ОАО «РЖД»