^Вверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

Радуга

Использование скороговорок с детьми дошкольного возраста

На первый взгляд, кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра, но с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

  • Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
  • Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
  • Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
  • Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
  • На дворе – трава, на траве – дрова.
  • Водовоз вёз воду из водопровода.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.
  • Перепёлка перепелят прятала от ребят.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  • У осы не усы, не усищи. А усики.
  • Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
  • До города дорога в гору, от города – с горы.
  • Испугался Рома грома,
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • У Ивашки рубашка,
  • Иней лёг на ветви ели,
  • Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугай попугаю»
  • Из-под пилки сыплются опилки.
  • Купила Маруся бусы бабусе.
  • Цыплята и курица пили чай на улице.
  • Часовщик, прищурив глаз,
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Это весёлые стихи, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку необходимо произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки, читать ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем ребенок самостоятельно вполголоса проговаривает ее. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится вместе, а затем вновь ребенком и самим взрослым. Затем можно предложить произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям:

- Расскажите про покупки!

- Про какие, про покупки?

Вместе: - Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

Скороговорки:

Не руби дрова на траве двора.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Пекарь из теста испёк спозаранку.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

У рубашки – кармашки.

Иглы за ночь побелели.

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

Чинит часики для нас.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения.

Литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

Фомичёва М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1981.

Copyright © 2016. Детский сад № 203 ОАО «РЖД»